Где та молодая шпана…

«А все дело в том, что в Перми нет культуры андеграунда», — думал я, глядя на ребят, упакованных «эликонами» и пулеметными лентами, занимающих во дворе круговцю оборону. «Нет условий для его возникновения», — подвел черту, уворачиваясь от бутылок с зажигательной смесью, летящих в условного противника. «Субкультура, мир снов, что угодно — не андеграунд.» Попадание! И с боевым кличем — яки! — они отходили на кухни, и астральные тела бутылок возврвщались в утроенном виде.
«Аура ночных бдений затягивает души еще не рожденных музыкантов в бездонный колодец природы, фолка, творчества…» И разговор, переливаясь из пустого в порожнее, крутит кухню космическим водоворотом музыки.
В самом начале никто бы и не поверил, что у них может получиться. Две скрипки, гитара, множество «перкуссий» (так высокопарно назывались банки с горохом и крупой), весь этот «винегрет» назывался «Танцы на траве». И слово мастера витало над ними. Сейчас их состав сжался до минимума. Игорь Трахтингерц, придумщик текстов и мелодий, уводил ребят в Елисейские поля своих грез. Он горд, что он традиционен: «Мы пытаемся играть народную музыку на основе саксоно-ирландского фольклора».
Евгений Чичерин сам никогда не писал баллад, просто, владея искусством видеть и слышать, он создал свой образный ряд, свою мелодику. Поэтизируя действительнось, он передает «бытовухе» четкий драматический оттенок.
В культуре города Женя, как постоянная величина, которая какой бы не был ее знак, ее отсутствие приведет к тому, что уравнение не сойдется с ответом.
Непрофессионализм — и мощный козырь, и главный «прокол» этого поколения. а творчество их — попытка выйти из-под «ассимилирующего влияния культуры «восьмидесятников», занять место, которое им никто и не отвел, заранее вычеркнув из списка кандидатов.
С «Пагодой» под командованием А.Гарсиа дело совсем другое. Творчество группы несколько электично, с налетом провинциального эстетства и, в то же время очень интересно. Создание фольклора несуществующего народа, воздействие живого звука на слушателя, переход на новую звуковую систему — все это подкупает и очаровывает. Хоть музыка группы слишком сложна и вычурна для традиционнного рок-н-ролла, мне кажется, «Пагода» ближе к его стилистике энергией раскрепощенности и искренности.
Нетрудно заметить общую ориентацию на аккустическое звучание, и, несмотря на разноплановость ребят, именно это объединяет их музыку. К тому же и у «Танцев», и у Чичерина, и у «Пагоды» есть своя аудитория, что в условиях хронической непосещаемости залов немаловажно.

Дмитрий Долматов
опубликовано в газете «Молодая гвардия», 199х г.